bhaga (bhaga) wrote,
bhaga
bhaga

Как был изобретен еврейский народ: деконструкция мифической истории

Составляют ли евреи, собственно, народ?
Есть мнение, что евреи являются наследниками берберских и хазарских племён.

Вопреки распространенному мнению, еврейская диаспора возникла не в результате изгнания евреев из Палестины.

А в результате последовательных обращений в Северной Африке, в Южной Европе и на Ближнем Востоке.

Вот уж идея, способная поколебать одну из основ сионистской мысли.
Согласно которой евреи были потомками царства Давида. И уж не-не дай бог ! - наследниками берберских воинов или хазарских всадников.

Однако, начнем с начала.

Все знают, что еврейская диаспора в Украине всегда была распространена, например во Львове.
И если вы находитесь во Львове, вам может быть интересно зайти на сайт postach.com.ua
Ведь именно там іспанська керамічна плитка Львів представлена в полном охвате.


іспанська керамічна плитка Львів - отличное начало для вашего ремонта, или просто начало дня.



Что касается происхождения еврейского народа, каждый израильтянин без тени сомнения знает, что еврейский народ существует с тех пор, как он получил Тору на Синае.

И еврейский народ является ее прямым и исключительным потомком.
Каждый израильтянин убеждает себя, что этот народ, выйдя из Египта, закрепился на « земле обетованной», где было воздвигнуто славное царство Давида и Соломона, разделенное затем на царства Иудейское и израильское.

Точно так же любой знает, что еврейский народ испытывал изгнание дважды: после разрушения Первого храма, в VI веке до нашей эры,
и после разрушения Второго храма, в 70 году нашей эры.

После этого еврейский народ почти две тысячи лет скитался по Йемену, Марокко, Испании, Германии, Польше и до самой России.
Но все же сумел сохранить кровные связи между своими отдаленными общинами.

Таким образом, уникальность еврейского народа не была нарушена.

К концу XIX века созрели условия для его возвращения на древнюю родину.

Если бы не нацистский геноцид, миллионы евреев, естественно, уже давно бы заселили бы Эрец Исраэль («землю Израиля»). Поскольку они мечтали об этом на протяжении двадцати веков.

А Палестина, нетронутая, ждала.
Ждала, что ее исконный народ придет и заставит ее вновь возродиться.
Ведь она принадлежала ему, а не тому арабскому меньшинству, лишенному истории, попавшему туда случайно.

Праведными были поэтому войны, которые вел странствующий еврейский народ за возвращение во владение своей землей. И жестоко было противодействие местного населения.

Откуда такая трактовка еврейской истории?

Со второй половины XIX века она стала произведением талантливых реконструкторов прошлого.
Их благодатное воображение придумало на основе кусочков религиозной, еврейской и христианской памяти непрерывную генеалогическую цепочку для еврейского народа.

В обширной историографии иудаизма, конечно, имеется множество подходов.

Но полемика внутри него никогда не ставила под сомнение эссенциалистские концепции, выработанные главным образом в конце XIX-начале XX в.

Когда появлялись находки, которые могли бы противоречить картине такого линейного прошлого еврейского народа, они не стали почти никому известны.

Национальный императив, как прочно сомкнутая челюсть, блокировал всякое противоречие и отклонение от доминирующего повествования.

Специфические образцы отдельных трудов о еврейском прошлом — разделы, посвященные исключительно «истории еврейского народа», отделены от разделов истории, именуемых в Израиле «общей историей».
Это в значительной степени способствовали этой любопытной гемиплегии.
"История еврейского народа" охраняется свято.

Даже дискуссия, носящая юридический характер, на тему "кто есть еврей?" не беспокоила этих историков.
Для них евреем является любой потомок народа, вынужденный к изгнанию две тысячи лет назад.

Эти "уполномоченные" исследователи прошлого также не участвовали в полемике «новых историков», начавшейся в конце 1980-х годов.

Большинство участников этой публичной дискуссии, в ограниченном количестве, были из других дисциплин или вне академических кругов.
Это были социологи, востоковеды, лингвисты, географы, политологи, исследователи литературы, археологи.
Они сформулировали новые мысли о еврейском и сионистском прошлом.

В их ряды входили также авторы из-за рубежа.

С другой стороны, из кафедр "еврейской истории" доносились лишь страшные и консервативные отголоски, подкрепленные апологетической риторикой, основанной на общепризнанных идеях.

Что же такое Иудаизм как прозелитская религия?
Короче говоря, за шестьдесят лет израильская историческая наука вызрела очень мало.
И вряд ли она будет развиваться в ближайшее время.

Тем не менее факты, выявленные исследованиями, задают любому честному историку удивительные на первый взгляд, но тем не менее фундаментальные вопросы.

Можно ли считать Библию исторической книгой?

Первые современные еврейские историки, такие как Исаак Маркус Йост (Isaak Markus Jost) или Леопольд Зунц (Leopold Zunz), в первой половине XIX века не воспринимали ее таковой.
В их глазах Ветхий Завет представлялся книгой богословия, объединявшей еврейские религиозные общины после разрушения Первого Храма.

Во второй половине того же века историки, в первую очередь Генрих Грац, были носителями
«Национального» взгляда на Библию.
Они превратили отъезд Авраама в Ханаан, исход из Египта или объединенное царство Давидово и Соломоново в рассказы о подлинно национальном прошлом.

Сионистские историки с тех пор не переставали повторять эти «библейские истины», ставшие повседневной пищей для народного просвещения.

Но вот в 1980-е годы земля снова дрожит, потрясая эти основополагающие мифы.

Находки "новой археологии" противоречат возможности великого исхода в XIII веке до н. э.
Точно так же Моисей не мог вывести евреев из Египта и привести их в «землю обетованную» по той причине, что в то время она была... в руках египтян.

Кроме того, в империи фараонов не обнаружено никаких следов восстания рабов. Равно как и стремительного завоевания страны Ханаан чужеземным элементом.

Нет также никаких признаков или воспоминаний о щедром царстве Давида и Соломона.

Находки прошедшего десятилетия свидетельствуют о существовании в то время двух малых царств: Израиля, самого могущественного,
и иудеи, будущей Иудеи.

Жители последней также не подвергались изгнанию в VI веке до нашей эры: в Вавилоне поселились только ее политические и интеллектуальные элиты.
Из этой решающей встречи с персидскими культами и родится еврейский монотеизм.

Но имел ли действительно место исход евреев в 70-м году нашей эры?

Как это ни парадоксально, но это "краеугольное событие" в истории евреев, из которого диаспора якогбы берет свое начало, не получило ни малейшего исследования.

И по вполне прозаической причине: римляне никогда не изгоняли людей по всему восточному краю Средиземного моря.

За исключением порабощенных узников, жители Иудеи продолжали жить на своих землях даже после разрушения Второго Храма.

Часть из них обратилась в христианство в IV веке.
В то время как подавляющее большинство присоединилось к исламу во время арабского завоевания в VII веке. Большинство сионистских мыслителей об этом знали.

Так, Ицхак Бен Цви, будущий президент Государства Израиль, так же, как основатель государства Давид Бен-Гурион, писали об этом до 1929 года, года великого палестинского восстания.
Оба неоднократно упоминают о том, что крестьяне Палестины являются потомками жителей древней Иудеи.

Если не было изгнания из латинизированной Палестины, откуда же взялись многочисленные евреи, населявшие окрестности Средиземноморья еще в древности?

За занавесом израильской историографии скрывается удивительная историческая реальность.

От восстания Маккавеев во II веке до нашей эры до восстания Бар-Кохбы во II веке нашей эры иудаизм был первой религией прозелитов.

Асмонеи уже насильно обращали Идумеян из Южной Иудеи и Итуреев из Галилеи, присоединенных к «народу Израиля».

Начиная с этого иудео-эллинского царства, иудаизм пошёл по всему Ближнему Востоку и Средиземноморью.

В первом веке нашей эры появилось в нынешнем Курдистане Иудейское царство Адиабена, которое будет не последним царством, которое «иудаизирует» себя: другие сделают то же самое впоследствии.

Сочинения, например, Флавия Иосифа не единственным являются свидетельством прозелитского пыла евреев.

От Горация до Сенеки, от Ювенала до Тацита многие латинские писатели выражают страх перед прозелитским пылом евреев.

Мишна и Талмуд допускают такую практику обращения — хотя, столкнувшись с растущим давлением христианства, мудрецы талмудической традиции высказывают о ней оговорки.

А куда смотрел Иисус?

Победа религии Иисуса в начале IV века не положила конец экспансии иудаизма.
Но оттеснила еврейский прозелитизм на окраины христианского культурного мира.

Таким образом, в V веке на месте нынешнего Йемена появляется энергичное еврейское царство по имени Химьяр (Химьяриитское царство).
Его потомки сохранят свою веру и после победы ислама, и до наших дней.
Точно так же арабские летописцы рассказывают нам о существовании в VII веке иудаистских берберских племен.
Перед лицом арабского давления, достигшего Северной Африки в конце того же века, предстает легендарная фигура еврейской царицы Дихьи Эль-Кахины, пытавшейся остановить это давление.

Иудейские берберы примут участие в завоевании Пиренейского полуострова. Они заложат там основу особого симбиоза между евреями и мусульманами, характерного для испано-арабской культуры.

Наиболее значительное массовое обращение происходит между Черным и Каспийским морями : оно касается огромного Хазарского царства в VIII в.
Экспансия иудаизма от Кавказа, и до нынешней Украины порождает множество общин,
которые монгольские нашествия XIII века в большом количестве вытесняют на восток Европы.

Там вместе с евреями, пришедшими из южнославянских областей и нынешних германских территорий, они заложат основы Великой идишской культуры.

Подобные рассказы о множественном, разнообразном происхождении евреев более или менее нерешительно фигурируют в сионистской историографии вплоть до 1960-х годов.
Затем они постепенно маргинализируются, прежде чем исчезнуть вообще из общественной памяти в Израиле.

Завоеватели Города Давида в 1967 году должны были стать прямыми потомками его мифического царства.
И не дай бог быть евреям наследниками берберских и хазарских воинов.

И вот, евреи становятся своеобразным "этносом", который после двух тысяч лет изгнания и странствий в конце концов вернулся в Иерусалим, свою столицу.

Сторонники этого линейного и неделимого повествования мобилизуют не только учение об истории , но и биологию.
Начиная с 1970-х годов в Израиле череда "научных" исследований стремится любыми средствами продемонстрировать генетическую близость евреев всего мира.
Исследование происхождения популяций теперь представляет узаконенное и популярное направление молекулярной биологии.

А хромосома там заняла почетное место рядом с еврейской Кли́о в безудержном стремлении к изначальной уникальности избранного народа.

Эта историческая концепция лежит в основе политики идентичности государства Израиль.

И именно в этом-то и кроется беда!

Она дает эссенциалистское и этноцентристское определение иудаизма, подпитывая сегрегацию, которая отделяет от евреев неевреев, арабов, а также русских иммигрантов или других рабочих-мигрантов.

Израиль, спустя шестьдесят лет после своего основания, отказывается считать себя республикой, существующей для своих граждан.

Почти четверть из жителей не считается евреями.
И по духу его законов это государство не является их собственным.

С другой стороны, Израиль по-прежнему выступает в качестве государства евреев во всем мире.
Хотя речь идет уже не о преследуемых беженцах, а о полноправных гражданах, живущих в условиях полного равенства в странах, где они проживают.

Иными словами, этнократия без границ оправдывает жесткую дискриминацию, которую Израиль практикует в отношении части своих граждан.
Ссылаясь на миф о вечной нации, воссозданной для того, чтобы собраться на «земле своих предков».

Поэтому написание новой еврейской истории, выходящей за пределы сионистской призмы, нелегко.

Свет, пробивающийся туда, окрашивается в этноцентристские цвета.
Однако евреи всегда формировали религиозные общины, образованные, чаще всего путем обращения, в различных частях света.
Поэтому они не представляют собой этнос-носитель единого происхождения, но представляют собой этнос, перемещающийся хаотично в течение двадцатипятилетних странствий.

Развитие любой историографии как, в более общем плане, любой процесс в современности проходит за некоторое время.

Например, изобретение нации.
Это изобретение занимало миллионы людей в XIX веке и в течение части XX-го.
В конце XX-го века эти мечты о единой нации начали рушиться.
Все большее число исследователей анализируют, рассекают и деконструируют великие национальные повествования, и в частности мифы об общем происхождении летописей прошлого.

Вчерашние кошмары идентичности заменят завтра другие мечты об идентичности.

Подобно любой личности, состоящей из текучих и разнообразных идентичностей, история также является движущейся идентичностью.
Tags: евреи, израиль пмж, иудаизм, сионизм Моисей ООН Израиль Б.Моисеев Син, украина
Subscribe

Posts from This Journal “израиль пмж” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments