- как образованность помогла евреям доминировать в Средние века
- чем иудейская мать лучше христианской
- рарзрешено ли раввину ссужать деньги в рост
- и возможна ли социальная конкуренция

Социолог Макс Вебер уверяет, что крестьянская жизнь не соответствовала требованиям еврейского закона.
И это подтолкнуло верующих евреев к жизни в городах.
Но Цви Экштайн (Zvi Eckstein) не согласен.
Он провел исследование, основанное на экономической и демографической эволюции еврейского народа от древности до открытия Америки.
И фактически Цви Экштайн ставит под сомнение большинство теорий, выдвинутых до сих пор.
Да, евреи чаще становятся врачами, юристами или банкирами.
Но не потому, что их преследуют и евреи обречены на регулярные изгнания, как утверждал экономист Гэри Беккер.
Или потому, что они не имели права быть фермерами, как утверждал Сесил Рот.
Ибо если в некоторых странах им мешали владеть землей, то именно после того, как они в массовом порядке отказались от земледелия.
И если их могли преследовать, то это не оправдывает того, что они стали врачами или юристами.
Например, Самаряне, очень близкие к евреям.
И к ним тоже относились как к изгоям, но Самаряне оставались крестьянами.
Точно так же, вопреки тому, что говорит Макс Вебер, дело в не в том, что еврей не может быть крестьянином в силу требований еврейского закона.
Евреи времен Христа уважали землю, поскольку были в основном заняты сельскохозяйственными работами и рыболовством.
Именно на мусульманском Востоке, при Омейядах и Аббасидах, в то время, когда евреи особенно ценятся, евреи массово оседают в городах и начинают "городскую карьеру".
Почему?
Потому что евреи были грамотны.
Иудейская религия обязывала их учиться с детства читать, писать и изучать Талмуд.
И в этом случае (т.е. в городе) евреи могут извлечь выгоду из того, что они грамотны.
С чисто экономической точки зрения тогда было гораздо выгоднее стать купцом или ученым, чем начать пахать землю.
Отсюда и теория Цви Экштайна: если евреи стали горожанами и заняли самостоятельные рабочие места в сельском хозяйстве, то это прежде всего потому, что они были обучены.
А были они обучены потому, что их религия требовала, чтобы они были обучены.
Если следовать таким рассуждениям, в Средние века в Европе, евреи торговали или меняли валюту только потому, что искали лучшую отдачу от своих вложений в учебу.
Так ли это? Цви Экштайна отвечает, что очевидно, всё сложнее.
Но да, эти профессии были гораздо выгоднее крестьянского труда.
Для еврея Средневековья изучение Торы шло рука об руку с ведением бизнеса.
Раши, великий комментатор Талмуда, был предпринимателем, владевшим виноградниками.
Четверо его сыновей, все ученые, поселились в четырех разных городах.
Там все они занимались бизнесом, в том числе ссудой на деньги, будучи раввинами.
Благодаря знанию нескольких языков и семейным связям евреи получили возможность получать образование, уметь читать и писать, а также вести размышления и приходить к выводам легче, чем другие общины.
И тут на передний план выходит еврейская мать - она важна в этой эволюции.
Дело в том, что важно, чтобы культура была неотъемлемой частью повседневного образования.
И в этом мать играет важнейшую роль, это показывают все исследования.
Именно она передает основные ценности. Вероятность того, что вы поступите в университет, больше, если ваша мать сама училась в университете.
Таким образом, тот факт, что у еврейской матери был минимальный уровень образования, на раннем этапе представлял собой конкурентное преимущество по сравнению с другими религиозными общинами, где женщина не получала такого образования.
В настоящее время Цви Экштайн изучает период от Возрождения до Холокоста.
И Цви Экштайн уже выяснил следующее:
в Польше в XVII веке еврейское население резко возросло по сравнению с христианским.
Почему?
Просто потому, что детская смертность там была ниже.
В соответствии с учением Талмуда, дети действительно пользовались особой заботой.
Женщины держали своего ребенка у груди дольше, чем христианки, и сами заботились о нем.
Это простой пример того, что может дать образование, хотя бы и религиозное.
С нами Бог!