
И она была опубликована в том же году, что и пропаганда против "планирования" Фридриха фон Хайека. То есть "против дороги в рабство". Но тем не менее книге "Глобальная трансформация" Карлы Поланьи пришлось ждать почти сорок лет, прежде чем её переведут с английского.
Что хорошо иллюстрирует относительную неумеренность взглядов этого произведения на момент его появления.
Однако подход Карлы Поланьи необычен, её подход является новаторским.
Он сочетает историю и антропологию, чтобы продемонстрировать, что рыночная экономика является социоисторической конструкцией, а не характеристикой природы.
Гуманистический социализм этой книги стоит в противоположности либеральным и марксистским детерминизмам.
Карла Поланьи, экономистка венгерского происхождения описывает появление рыночной экономики, ее внутренние противоречия и реакцию общества на исходящие от нее опасности.
Его погружение в историю начинается с традиционных обществ.
Экономика утоплена в социальном и политическом, рыночной зависимости нет.
В XVIII веке, когда развивается "утопия саморегулируемого рынка" экономическое отделяется от социального. Общество постепенно становится "вспомогательным рынком".
В традиционных обществах существование сложных систем "дара" и "контрдара", описанных антропологами, доказывает это.
С другой стороны, либеральный капитализм - это постоянно поддерживаемая конструкция.
Она тем не менее, содержит внутреннее противоречие в размерах: рыночная экономика означает свободную конкуренцию, и она заставляет компании концентрироваться.
Разрушая тем самым основы либерализма.
В XIX веке мы переходим к "истинной вере в спасение человека на Земле через саморегулирующийся рынок".
На самом деле происходит двойное движение: расширение рынка одновременно с контролем над этим расширением.
Либеральный капитализм хотел сделать "субстанцию" общества, его "выжимки" (а именно: труд, землю и т.п.) товарами.
Но чтобы социальная ткань не была полностью разрушена, общество отреагировало созданием защитных мер. Появилось трудовое законодательство, введение таможенных пошлин.
Однако свободный рынок не может существовать с этими препятствиями, поэтому конфликт между рынком и элементарными требованиями организованной социальной жизни придал веку новую динамику. И породил характерные напряжения и ограничения, которые в конечном итоге разрушили это общество.
Для автора Карлы Поланьи это здание рушится с кризисом 1929 года.
Затем 30-е годы - утверждение "Великой трансформации", а именно смерти либерализма.
И появление фашизма.
По выходе в свет эта работа осталась в тени успеха кейнсианства.
Показанный Карлой Поланьи анализ увязки экономического с социальным и политическим будет вновь открыт гораздо позже, в контексте возвращения к власти и глобализации.
Экономисты, члены регуляционистского течения, а также встречные движения, такие как Attac, будут черпать вдохновение в размышлениях Карлы Поланьи для своих действий.
Спасибо за внимание.