bhaga (bhaga) wrote,
bhaga
bhaga

Category:

Я с Сократом согласен, но тянет порассуждать

Сегодня мы узнаем следующее:

  • что такое эвдемония

  • за что Спинозу исключили из еврейской общины Амстердама

  • в чем состоит задача философа

  • есть ли Бог

  • кого Фридрих Ницше считал своим предшественником


Сократ говорит, что, мол, нет ничего более серьезного, чем «вопрос о том, как нам следует жить».

Я с Сократом согласен, но тянет порассуждать.
Мы можем стремиться жить хорошей и счастливой жизнью. Но в чем состоит такая жизнь? В каком смысле хорошо? И как понимать "счастливый"?

Благочестивому еврею или христианину ответ кажется простым: счастье - это жизнь в соответствии с волей Бога, выраженной в Библии.

Но как насчет остальных из нас, отвернувшихся от божественного откровения?



Одним из первых, кто сделал это, был голландский (португальский по месту рождения и еврейский этнически) философ Бенедикт де Спиноза в семнадцатом веке.

Он утверждал, что у пророков не было мудрости. А библейское представление о Боге было неверным: нет Бога-творца, который творит чудеса и открывает свою волю Моисею.
Не говоря уже о том, чтобы записыать мудрость на скрижалях. Ничего этого не было.

Неудивительно, что Спиноза был исключен из еврейской общины Амстердама в 1656 году за «ужасные ереси». Ему было двадцать три года.
Спиноза хотел найти новый ответ на этот самый серьезный вопрос.
Он утверждал: забудьте оботкровениях и следуйте разуму, который приведет вас к душевному спокойствию и длительной радости.
Если вы хотите быть «благословенными» и «спасенными», позвольте философу направлять вас, а не пророку.
Некоторым это может показаться высокомерием.

Но Спиноза был в хорошей компании: от Сократа до скептиков, все древние философы рекламировали свои учения как ворота в эвдемонию - счастливую и процветающую жизнь.

Все они не только размышляли над философскими вопросами, но и ратовали за философию.
Они утверждали, что если вы хотите добиться успеха в жизни, не обращайтесь за советом к священникам, поэтам, политикам, бизнесменам или знаменитостям. Задача философа - исследовать истинную природу вещей, в том числе и счастье.
Платон отверг Гомера и Гесиода задолго до того, как Спиноза отверг Библию.
Но в современной истории всё началось со Спинозы. Он хорошо вписывается в широкую эвдемонистскую традицию.

На протяжении веков Спиноза выступал для многих своих читателей в следуюущих ипостасях:

  • атеист

  • опьяненный Богом человек

  • Мастер метафизики

  • революционер

  • основателем радикального просвещения.


Но «главная цель» Спинозы была показать «путь к истинному благополучию».
И вот, что важно: путь, по которому шёл Спиноза, - это тот путь, по которому мы все еще можем пройти. Поскольку он дает «ценные сведения о том, как жить сегодня».

Было бы замечательно, если бы Спиноза мог легко показать нам философский путь к «блаженству» и «спасению».

Это «очень сложно», - признает Спиноза в своей «Этике», своем философском шедевре, но «это еще возможно».
Путь Спинозы неотделим от его представления о Боге. Это представление начинается с демонстрации существования и природы Бога и заканчивается демонстрацией того, что лучшая жизнь заключается в интеллектуальной любви к Богу.
Безусловно, это Бог философов. Он обоснован рациональными аргументами, а не откровениями. Но я сомневаюсь, что мы сможем принять этого Бога.

Сейчас существует целая куча книг, в которых философы, от Сократа до Уильяма Джеймса, выступают в роли наставников и терапевтов.

Целевая их аудитория - светская, городская, часто высокообразованная толпа. Жаждущая той или иной формы духовного или философского "руководства как жить".
Спиноза, живи он в наше время, вполне может быть лучшим выбором для современных людей, ищущих философского руководства.

Спиноза предлагает просто съесть свой торт.
Обрести блаженство и спасение в этом разочарованном мире.
По мнению Спинозы, никакой трансцендентный Бог не создал мир, не наблюдает за ним и не дает нашей жизни цели и смысла.
Причем все строго определено, в том числе и наша воля.

Например, если вы считаете, что добровольно предпочли сегодня мерло каберне совиньон, это просто потому, что вы игнорируете причинно-следственную цепочку, которая определяла ваш выбор в вечности.
Человеческие существа эгоистичны. Они ищут себе преимуществ и стремятся увеличить свою власть.

Неудивительно, что Фридрих Ницше аплодировал Спинозе как предшественнику!
И все же Спиноза полагаш, что можно найти пространство для свободной и радостной жизни, чтобы обрести душевный покой.
Более того, если мы будем рационально использовать свое преимущество, мы будем заботиться о благополучии других не меньше, чем о своем собственном.

Но вот, что делает Спинозу воистину интригующим (и это не то, что он подхватывает «эвдемонистскую традицию»)

Дело в том, что Спиноза изобретает её заново. Спиноза не только порывает с Богом Библии. Он также порывает с несостоятельными версиями философского Бога, лежащими в основе древних концепций хорошей жизни.
Например, с неподвижным двигателем Аристотеля или со стоическим божественным разумом, который провиденциально упорядочивает вселенную.

Вот почему Спиноза может быть лучшим выбором для современных людей, ищущих философского руководства.

Спиноза - это не Ницше, для которого Бог мертв. Для Спинозы Бог есть всё.
Спиноза отождествляет Бога с природой («Deus sive Natura», как он классно выразился).
Но «Природа» Спинозы - это не вселенная современной физики, как расширяющееся, в основном пустое пространство, возникшее 14 миллиардов лет назад.

«Природа» Спинозы - вечная, бесконечная субстанция, бесконечная сила которой производит все возможное.
Мир Спинозы не лучший в том смысле, что Бог оптимизировал его для людей.

Но лучший в том смысле, что включает в себя все уровни совершенства от самого высокого до самого низкого.

К этому относятся даже увядшие цветы, которые забыли полить на окне.
Да, цветы засохли, но без них миру чего-то не хватало бы.

Короче говоря, Спиноза приравнивает бытие, силу и добро.
Бог - что-то самое лучшее, потому что его существо и сила безграничны.
Все остальное имеет такую ​​же большую долю в Божьей благости. Здесь у Спинозы работает версия «принципа полноты», восходящая к Платону.

Форма нашей жизни во многом зависит от того, к чему мы стремимся.

Подумайте, насколько резко различались жизни Джакомо Казановы, Наполеона Бонапарта и Иммануила Канта: первый преследовал чувственные удовольствия, второй - сила, а третий - мудрость как высшее благо.
Спиноза же, как и его древние предки, хочет, чтобы мы сосредоточили нашу жизнь на истинном добре.
«Истинное благо», утверждает Спиноза, состоит в интеллектуальной деятельности: в частности, в том, что он называет amor dei Intel- licalis, интеллектуальной любовью к Богу.

Вот почему Спиноза может быть лучшим выбором для современных людей, ищущих философского руководства.
Tags: просветление, психология, философия, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “эзотерика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments